Портал TRN и сервис Onlinetours.ru в рамках совместного проекта «TRAVEL: Прогнозы и тенденции» подготовили мини-исследование «Как изменился российский турист за год?»
В этом материале мы постарались представить главные актуальные и новые тенденции, характерные для потребительского поведения российских туристов за последнее время, а также проанализировали причины изменений в этом поведении и дали прогноз на ближайшее будущее.
«Оттолкнемся от основного профиля клиентов турагентств – это люди, предпочитающие купить полный комплект в путешествии, собранный за них туроператором и выбранный турагентом с учетом их пожеланий. Соответственно, значительную долю составляют клиенты, для которых спокойствие и уверенность являются основными мотиваторами выбора», — говорит директор по продажам Onlinetours.ru Артем Ишонин.
По его словам, за последнее время эта группа клиентов изменила свою модель поведения.
Люди опасаются платить заранее, что влечет за собой существенное снижение глубины бронирования – со средних 10-12 недель перед началом прошлого сезона до 4-6 недель сейчас. Постепенное снижение курсов валют заставляет клиентов надеяться на продолжение этого тренда, они не хотят покупать «здесь и сейчас» при текущем курсе и надеются на возможность купить дешевле.
Туристы экономят и предпочитают более доступные направления. Активность по топовым европейским направлениям Испании/Италии и Азии значительно снизилась – в пользу Египта – в осенне-зимне-весенний период, Турции – в весенне-летне-осенний и Греции – в летний сезон.
Россияне выбирают знакомые направления и отказываются от привычного уровня звездности, чтобы избежать неприятных сюрпризов.
Многие отказываются от второстепенных направлений, ранее выбиравшихся туда для разнообразия. Как следствие – практически полное отсутствие запросов на Магриб/Аравийский полуостров.
Туристы активно осваивают российские курорты: разумеется, лидерами станут курорты Краснадарского края – Сочи, Геленджик, Анапа, пользуются повышенной популярностью Минеральные воды, набирает обороты Крым. Но при этом наши сограждане не хотят ограничиваться привычными маршрутами и в качестве интересной альтернативы в пиковые летние месяцы выбирают Калининград и его окрестности (Зеленоградск/Светлогорск/Куршская коса).
Туристы стали более рациональными: эмоциональных покупок из разряда «хочу улететь прямо сегодня/завтра/послезавтра» в преддверии праздников будет намного меньше.
Клиенты турагентств становятся менее «капризными»: существенно реже потенциального клиента стали интересовать дополнительные опции туров – экскурсии, персональный трансфер, билеты на дополнительные мероприятия, индивидуальные предложения.
Туристы стали более расчетливыми: внимательно следят за колебанием курса, анализируют политическую ситуацию, чтобы совершить покупку в самый подходящий момент по самому выгодному курсу; принципиальность часто уходит на второй план, цена играет решающее значение.
Среднестатистический клиент турагентства в этом году задумывается и конкретизирует свои пожелания по отдыху намного позже обычного, в среднем за 1-1,5 месяца до планируемого отпуска.
В процессе выбора турист часто рассматривает отдых в России, и, если понимает ограниченность бюджета, выбирает этот сценарий. Если же он настроен провести отпуск предсказуемо, старается выбирать знакомые направления, не отказывается от привычного уровня отелей.
Несмотря на все вышесказанное, турист готов отдать несколько больше обычного за покупку, он понимает, в чем причины увеличения стоимости, следит за курсом и выбирает дни, когда покупка будет более выгодной.
Как поменялся туристический возраст? Средний возраст в докризисные месяцы 2014 года составлял 35 лет, а в 2015 году это значение снизилось до 33 лет. Дело в том, что турбизнес в онлайн отличается от тренда оффлайновых турагентств, так как средний клиент сегмента существенно моложе тех, кто предпочитает офисы.
Путешественников с низким доходом в 2015 году практически не будет. Это произойдет с учетом практически полного исчезновения «горящих» туров, увеличения стоимости авиабилетов на регулярные рейсы, отсутствия привычных дешевых предложений на рынке.