Санкт-Петербург называют российской столицей хостелов. Первый хостел в России был открыт именно в городе на Неве в 1992 году, и лишь годом позже хостел появился в Москве. Сегодня Северная столица превосходит столицу официальную по числу этих бюджетных мест размещения. Причем, петербургские хостелы, как считают в Конгрессно-выставочном бюро Санкт-Петербурга, диктуют тренды по всей России.
Эксперты прогнозируют, что к 2018 году число хостелов в Санкт-Петербурге вырастет на 20%. Согласно данным мониторинга Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга в октябре 2014 года, доля хостелов в гостиничном бизнесе города составляла 8,6%. Их насчитывалось 270-300, малых средств размещения – 1270-1300. Объем рынка хостелов составлял 880 млн рублей в год, мини-отелей – 3,6 млрд рублей.
Конгрессно-выставочное бюро Санкт-Петербурга провело свою перепись объектов гостиничного рынка. Первый срез исследования показал, что по состоянию на июнь 2015 года в открытых источниках информации заявлено 1162 места размещения, без учета апарт-отелей и ведомственных гостиниц. 738 из них являются малыми отелями с номерным фондом 3-50 мест, 300 – хостелами. Оставшиеся примерно 28% рынка представляют средние и большие отели.
Конечно, по номерному фонду лидерство удерживают крупные отели Санкт-Петербурга, то есть гостиницы с 50 и более комнатами. Однако 60-90% клиентов хостелов, по разным оценкам экспертов,– это иностранцы.
В сложившейся экономической ситуации путешествие в Северную Венецию стало более доступным для иностранцев. Многие из них, даже не сильно стесненные в средствах «событийные» и «деловые» туристы, придерживаются демократичных взглядов на отдых и сознательно выбирают хостелы. Самым коммуникабельным путешественникам по душе такая атмосфера и возможность легко найти новых друзей.
Благоприятную среду для развития хостелов в городе создает снижение покупательной способности россиян и переориентация туризма на внутренние направления.
Так, в 2014 году число туристов из других регионов России, посетивших Санкт-Петербург, выросло на 10% и составило 3,5 млн человек.
Кроме заграничной молодежи и бюджетных туристов из России, среди потенциальных клиентов хостелов – командировочные специалисты. Многие предприятия сейчас потуже затягивают пояса и экономят, в том числе на поездках своих сотрудников. Например, суточные работников МЧС не позволят им без доплаты из собственного кармана поселиться где-либо, кроме хостела.
Некоторые мини-отели стали осваивать событийное направление и предлагать площадки для проведения групповых встреч и небольших выставок. Развитие в этом ключе также способно принести им новых постояльцев.
Комментируя тему развития сегмента, председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Инна Шалыто заявляла недавно, что открытие новых малых отелей и хостелов, мини-отелей, в которых могут разместиться молодые туристы, очень актуально для города, особенно в преддверии Чемпионатов мира по хоккею и футболу.
Действительно, крупные праздники и события часто вызывают всплеск развития бюджетных мест размещения: аналогичная ситуация на рынке наблюдалась и в год 300-летия Санкт-Петербурга.