Только успел на площадке Центра Международной Торговли отгреметь экономический форум «Россия вперед», как представители туристического бизнеса собрались здесь в рамках выставки Travel Winter IT WorkShop и обсудили самые актуальные темы туристической сферы. В частности речь шла о том, каковы перспективы грядущей зимы, ближайшие и долгосрочные прогнозы развития рынка.
Предлагаем ознакомиться с мнением ряда экспертов.
Коммерческий директор компании «Авиа Центр» Виктория Кизимова:
«Безусловно, с уходом «Трансаэро» некоторые туристические направления пострадают или будут недоступны. В первую очередь, это касается дальнемагистральных маршрутов. Также уйдут чрезмерные частоты.
Даже, будучи конкурентами, мы все заинтересованы, чтобы в отрасли не было огромных потрясений. Каждое негативное событие – это отток доверия. Будем надеяться, что «Библио Глобусу» удастся решить все проблемные вопросы, и сократив объёмы оператор выстоит.
Спрос в целом на зарубежный чартерный продукт будет сбалансирован и начнет уменьшаться за счёт различных факторов. Однако за рубеж будем летать не только на «Аэрофлоте». Остаются ещё хорошие перевозчики: «Уральские авиалинии», «Сибирь», у которых прекрасная зарубежная сетка. «Аэрофлот» не хочет большого объёма чартерного рынка, он не будет за него сильно бороться. Ему нужны хорошие маршруты, где есть регулярная загрузка».
Генеральный директор компании DSBW Карен Гончаров:
«Ситуация на туристическом рынке будет зависеть от многих внешних факторов, но одно очевидно — та публика, которая привыкла путешествовать за рубеж и получать качественный отдых, из своей жизни это не вычеркнет.
Туристы будут выбирать краткосрочные поездки, более бюджетные отели и маршруты, путешествовать не три раза в год, а один. В любом случае рынок сохранится.
Что касается перевозки, стоит учитывать и иностранные авиакомпании. Сейчас, когда дальнемагистральная перевозка, скорее всего, просядет, на поверхность выйдут перелёты с пересадкой. Надо сказать, что у иностранных компаний достаточно здравый подход ко всему, они предоставляют по вменяемым деньгам блоки мест, нормальные условия по ответственности и оплате. Это один из важных сегментов, который на европейском направлении будет играть не последнюю роль. Этот фактор не позволит тому же «Аэрофлоту» серьезно поднимать цены на авиабилеты. Кроме того, очень позитивно и стабильно последние несколько лет ведут себя «Сибирь» и «Уральские авиалинии».
Конечно, в целом ассортимент по авиаперевозкам сократится, но не стал бы говорить, что ценник сильно вырастет.
Сегодня также наметилась позитивная тенденция- появление второго эшелона туроперейтинга – это опытные турагенты, которые всё чаще выступают в роли туроператора, пользуясь онлайн-инструментами, формируют пакет, консультируют, создают добавленную стоимость.
Что касается роста путешествий по РФ, не стоит переоценивать этот фактор. То, что нашим партнёрам за рубежом удалось создать за последние 30-40 лет в индустрии туризма, сделать в России за 1-2 года просто невозможно. Сейчас люди вспомнили молодость, поехали по местам «боевой славы» -Крым,Сочи,- но многие из них через год-два, наверняка, вернутся к любимым зарубежным курортам.
В целом, нас ждёт светлое, хотя и непростое будущее, надо к нему подготовиться и спокойно пережить. Пока сохраняется у людей привычка путешествовать, рынок жив.
Самым тяжёлым временем для бизнеса будет январь -февраль, но с марта тенденция сложится скорее позитивная. Есть шанс, что рынок в 2016-2017 году начнёт восстанавливаться. Восстановление будет долгим, мучительным, произойдёт переструктурирование турпродукта».
Председатель совета директоров «Инна Тур» Инна Бельтюкова:
«Хотелось бы поделиться мнением, к чему придёт отрасль через 5-8 лет, чтобы те, кто серьёзно связывает свою жизнь с туризмом, могли ориентироваться на эти тренды. Не секрет, что все поставщики стремятся к потребителю, избавляясь от посреднических затрат. Возможно создание единых центров бронирования или клиринговых центров, которые существенно изменят возможности агентов и клиентов. Это избавит рынок от целого ряда проблем, о которых шла речь в ходе сегодняшней дискуссии. Появление подобных центров позволит выправить расчёты между клиентом и конечным поставщиком продукта, распределяя движение денег сразу на несколько счетов нескольким участникам процесса.
Со временем туроператоры будут позиционироваться по-другому, исчезнет необходимость брать на себя глобальные риски. С оптимизацией перевозки появится сбалансированное предложение и спрос, цены на регулярные рейсы будут сопоставимы со стоимостью чартеров.
Операторы будут сохранять свои позиции оптовика только на нишевых направлениях, где, действительно, участие организатора актуально.
Классическим турагентствам стоит вооружиться электронным ресурсом, который сделает их конкурентоспособными.
Хочется пожелать всем найти своё место под солнцем, но, как показывает опыт развитых в туристическом плане стран, агентов не будет много, выживут сильнейшие, бизнес станет более прозрачным. У тех, кто не сможет выдержать конкуренции, есть шанс уйти в формат веб-сервисов для своей клиентуры и заниматься персональной поддержкой. Инструментов для этого сейчас множество. В Америке большое количество таких «домашних» турагентов. Хочется, чтобы и в России статус «свой турагент» наподобие «своего юриста» или «домашнего врача» закрепился, тогда наша профессия будет востребована независимо от глобализации и развития онлайна».
Генеральный директор онлайн трэвел агентства Biletix Александр Сизинцев:
«Ведущие онлайн игроки сейчас выстраивают бюджеты, исходя больше из пессимистических сценариев. По рынку ходят слухи, что с нового года изменятся условия работы с основными авиакомпаниями, велика вероятность, что комиссия будет отменена. Это может проредить наши ряды, выживать будет тяжело всем. Однако глобального падения продаж сейчас нет. Что касается перевозки, большая часть клиентов будет летать по РФ. За границу, особенно ввиду ухода «Трансаэро», ездить будут меньше. Очевидно, что цены на авиабилеты возрастут».