Выставка – один из важнейших критериев здоровья игрока туристического рынка. Это доказали кризисы и потрясения, которые не раз переживала – и пережила! – отрасль. Так что вопрос: участвовать в выставке или нет – перед профессионалами не стоит. А вот в какой выставке участвовать – это вопрос. Слишком много соблазнов и мнимых выгод.
Три сосны
Собственно, какой сегодня выбор у игрока туррынка? Отраслевых выставочных мероприятий федерального масштаба, со столичной пропиской, в России сегодня три: весенние MITT и «Интурмаркет» и осенняя «Отдых». Для начала давайте вспомним их краткие биографии.
MITT/«Путешествия и туризм»
Год рождения – 1994
Прописка – ЦВК «Экспоцентр»
Время проведения – март
Организатор – международная группа компаний ITE, которая имеет 251 выставочный проект в разных секторах экономики в мире, из них в России – 118 (это более 20% выставочного рынка страны).
Отдых
Год рождения – 1995
Прописка – последние годы — «Крокус Экспо»
Время проведения – сентябрь
Организатор – российская компания «Евроэкспо», которая имеет офис в Австрии (с 2006 г.) и 10 других выставочных проектов.
Интурмаркет
Год рождения – 2005.
Прописка – «Крокус Экспо»
Время проведения – март
Организатор – российская компания «Экспотур»
Сердцем и умом
В тучные, как принято выражаться, нулевые, особой дилеммы: в какой выставке участвовать – у игроков турбизнеса не было. Хватало и на весенний MITT, и на осенний «Отдых»: на них привычно открывали высокий летний и низкий зимний туристические сезоны.
Особняком в этом логичном бизнес-ряду форумов встал в 2005-м «Интурмаркет», созданный при поддержке властных верхов в основном для продвижения внутреннего туристического потенциала России. Тем, кто в дополнении к MITT рассматривал участие во второй весенней выставке как необходимый акт лояльности, на это шумное ярмарочное мероприятие, по большому счету, до 2008-го средств хватало.
После 2008-го, когда начался процесс падения рубля, туроператоров и турпотоков, ситуация заметно изменилась. И сегодня инструментарий выбора сократился до холодного экономического расчета. Всё просто. Выбирать надо что-то одно. Лучшее. Самое лучшее.
Надо сказать, турбизнес Европы уже пришел к пониманию, что главный смотр туристических сил страны – только один. Как, например, ITB Berlin в Германии, World Travel Market London (WTM) в Великобритании, FITUR в Испании. Да, в каждой стране есть и другие туристические выставки – региональные, либо посвященные определенным сегментам отдыха. Но это – гарнир. Главное блюдо – одно единственное. Задача – выбрать его по уму.
Именем и рублём
Прежде всего, весна или осень? В какое время года предпочтительнее участвовать в выставке? Ответ напрашивается сам собой: накануне лета, не случайно ведь его называют высоким сезоном – длинные школьные и студенческие каникулы, большие отпуска… Но даже если основные направления туроператорской компании – это winter destinations, не стоит отказываться от весенней выставки. Просто потому, что турагентства – основные посетители турвыставок – работают круглый год, и товар для реализации им требуется круглогодичный, а не под Новый год и на короткие зимние каникулы.
Кстати, официально публикуемая выставочная статистика (см.ниже) показывает: турагенты делают выбор в пользу MITT – на весенний форум их приходит вдвое больше, чем на осенний «Отдых». Получается, что пропуская MITT, туроператор лишается еще такого же количества турагентских контактов, при почти одинаковой стоимости участия в обеих выставках. Стоимость контакта на MITT оказывается вдвое ниже, чем на «Отдыхе».
Это понимают крупнейшие и старейшие игроки российского турбизнеса с хорошей репутацией. «НТК Интурист» (основана в 1929 году), PAC group и BSI group (обе на рынке – с 1990 г.), международный холдинг TUI group (ведет историю с 1923 г., в России работает с 2009 г.), ICS Travel Group (1992 г.), «Алеан» (1993 г.), «Балкан Экспресс» (1994 г.), «Дельфин» (1995 г.), «Русский Экспресс» (1996 г.), «Мультитур» (1999 г.), также и многие другие туроператоры выбирают участие только в одной выставке в год.
Многие страны, популярные как туристические направления как летом, так и зимой, в качестве главной презентационной площадки в России тоже выбирают MITT. Среди них Италия, Испания, Греция, Португалия, Венгрия, Польша, Израиль, Иордания, Мальдивы, Корея, Филиппины, Шарджа, Бразилия, Япония и многие другие.
Сухой цифрой
Есть совершенно точный беспристрастный инструмент, с помощью которого можно замерить эффективность выставки – независимый официальный аудит. В России и странах СНГ его проводит компания, уполномоченная Российским союзом выставок и ярмарок (РСВЯ) и аккредитованная Всемирной ассоциацией выставочной индустрии (UFI).
Без прохождения аудита ни одна выставка не сможет получить престижный знак UFI – пропуск в своего рода элитный клуб, который ведет свою историю с 1925 года. Сейчас в эту ассоциацию входят 478 устроителей выставок со всего мира, которые ежегодно проводят более 900 мероприятий, удостоенных знаком UFI. Но в России только 3 (три!) выставки на туристическом рынке открыты для официального аудита: столичные MITT и «Отдых», и новосибирская SITT. Статистика ярмарки «Интурмаркет» ведется самими организаторами, выставочный аудит UFI за все годы своего существования не проходила, официального подтверждения от независимых аудиторов не имеет.
Посмотрим, как, по данным независимого аудита за 2014 г. (выставки, имеющие знак UFI, проходят аудит раз в два года), опубликованным на интернет-сайте компании «РуссКом Ай-Ти Системс» — официального выставочного аудитора России и стран СНГ, уполномоченного Российским Союзом выставок и ярмарок (РВСЯ) и аккредитованного Всемирной ассоциацией выставочной индустрии (UFI) www.auditexpo.ru, выглядят два крупнейших российских туристических форума.
Сухая статистика неумолима: MITT обгоняет «Отдых» по всем ключевым показателям. По выставочной площади разница – почти в 2,5 раза: 21 253 кв.м против 8 523. По числу посетителей разрыв более чем двукратный: 37 437 человек у MITT и 15 916 – у «Отдыха»; среди них специалистов отрасли – 27 703 и 13 211 соответственно. То есть на MITT одних только турагентов и других работников турбизнеса приходит вдвое больше, чем на «Отдых» — частных лиц и профи вместе взятых.
По охвату рынка: 2 056 экспонентов участвуют в MITT и 830 – в «Отдыхе», разница почти в 2,5 раза. При этом иностранных участников на весенней выставке в 3,3 раза больше, чем на осенней – 1489 против 451.
По странам-участницам выставок разрыв сохраняется: представители 97 иностранных государств принимают участие в MITT и 57 – в «Отдыхе».
На основании данных аудита за 2014 год выставка MITT возглавляет Общероссийский рейтинг выставок* по тематике «Туризм и отдых» во всех номинациях: «Выставочная площадь» (площадь нетто), «Охват рынка» (количество экспонентов), «Профессиональный интерес» (количество посетителей-специалистов) и «Международное признание» (количество стран-участниц и количество зарубежных экспонентов).